Как вести себя с заскучавшим ребенком?
автор: Ефремова Антонина Александровна
Сегодня многие мамы отмечают, что дети часто страдают от скуки. «Мне скучно!» – эта фраза звучит от детей, несмотря на все старания родителей беспрестанно их развлекать и наполнять их жизнь всевозможными развлечениями, секциями, кружками, интересными прогулками, а также гаджетами. Есть ли объяснение такому поведению, и как можно это исправить?
Что вызывает скуку у детей?
Последнее время сами родители все чаще становятся для детей «массовиками-затейниками», фокусниками и клоунами. И делают это без понимания, что устраивать такой маскарад уместно не всегда. Пора выдохнуть и успокоиться!
Тяга в воспитательном процессе к постоянным развлечениям приводит к тому, что становится недостаточным просто прочесть ребенку книгу. Чтобы впечатлить малыша этим занятием, надо устраивать настоящее шоу, применяя наглядные демонстрации. Кто-то скажет, что это совсем неплохо. Однако подобная форма воспитания вызывает пресыщение у детей. Они привыкают, что родители должны сделать все, чтобы их развлечь, повеселить. В итоге дети, оставшись в одиночестве, не знают, как увлечь себя самостоятельно и без помощи взрослых. В таком состоянии дети растеряны, не могут выбрать для себя интересное занятие, не способны применить в игре личное воображение. Все это и вызывает скуку.
Сегодняшняя индустрия модных детских развлечений, как ни странно, также способствует развитию у детей скуки. Родители, пытаясь создать для ребенка веселое настроение, отводят его на детские мероприятия, такие как мастер-классы, шоу, аттракционы. После такого времяпровождения возникает обратный эффект. Родители уже не в состоянии обеспечить ребенка такими выраженными впечатлениями и эмоциями, а он ждет продолжения праздника. И получается, что у родителей, которые стараются обеспечить ребенка радостными событиями, самые скучающие дети.
Также провоцировать скуку способно отсутствие интереса к предлагаемому занятию или игрушке. Не навязывайте ребенку темы и занятия, к которым он абсолютно безразличен. Например, ребенок любит животных, а его заставляют смотреть фильм про музыканта. В такой ситуации и взрослый человек заскучает.
Чем скука может быть хороша?
Как уверяют психологи, поскучать иногда даже полезно. Если ребенок заявляет, что ему скучно, не надо сразу устраивать развлекательное шоу. Лучше попробовать найти в этом пользу. Есть мнение, что скука полезна и в учебе. Считается, что «скучающий» мозг способен найти более интересные решения поставленных задач и лучше обработать новую информацию.
Скука помогает разобраться в себе и определить свои интересы. Человек начинает сам задаваться различными вопросами: «Люблю ли я танцы?», «Может, заняться спортом?», «Почему мне интересно общаться с тем человеком, а не с другим?».
Дети, заскучав, чаще сами начинают экспериментировать, строить сюжеты, которые помогают оттачивать всевозможные ситуации и способствуют лучшей жизненной адаптации. Ребенок активно развивает мыслительный процесс и воображение, чтобы придумать себе занятие, начинает сам выстраивать новые игры или вспоминать старые, заменяя правила, подстраивая их под себя. В результате он чувствует себя свободнее и комфортнее.
Как вести себя родителям заскучавшего ребенка?
- Лучший вариант – просто бездействуйте. Как ни странно, но такое поведение становится самым действенным. Не раздражайтесь и займитесь «ничем» вместе с ребенком. В такой ситуации мозг ребенка начнет сам выдавать интересные идеи.
- Вспомните с ребенком давно забытые увлечения. Достаньте книги или игрушки, о которых он уже забыл и, скорее всего, среди них он найдет для себя настоящие «сокровища».
- Составьте для ребенка список «взрослых» заданий. Это может быть полив цветов, прогулка с собакой или уборка по дому. Из предложенного списка ребенок сам сможет выбрать занятие, которое его увлечет. Главное, здесь надо учитывать способности и настроение ребенка.
- Лучшее воспитание – это воспитание личным примером. Поэтому можно сказать ребенку: «Не знаешь, чем заняться? Ну здесь ничего не поделать. А я, пожалуй, почитаю интересную книгу и узнаю много нового». Наверняка ребенок последует примеру и найдет тоже интересное занятие.
- Задавайте ребенку побольше вопросов. Психологи уверены, что вопросы и правильно построенный диалог способны развить у ребенка исследовательскую деятельность. С помощью вопросов взрослые могут преобразить детскую реальность, подтолкнув ребенка к мыслям в нужном направлении.
Не забывайте, что именно скука может стать источником творчества и помощником в преодолении тупиковых ситуаций. Не переполняйте ребенка развлечениями, оставляйте место для самостоятельного развития. Надо просто подсказывать ребенку, в каком направлении двигаться, чтобы он сам научился познавать этот большой и увлекательный мир. Это гораздо лучше, чем жить на готовых эмоциях.