Всегда ли для детей полезна похвала?
автор: Ефремова Антонина Александровна
Похвала приятна любому человеку: и большому, и маленькому. Главное, чтобы она не была формальной и преувеличенной.
Когда нужно хвалить ребенка?
Детей нужно хвалить всегда:
- за рисунок,
вылепленную из пластилина фигурку зверька, - аппликацию,
- прочитанную книгу,
- за убранные игрушки,
- съеденный суп,
- выученное стихотворение.
Малыши особенно нуждаются в похвале. Важно не сравнивать детей друг с другом в семье или детском саду, а сопоставлять успехи сына или дочери на определенных этапах жизни. Допустим, раньше мальчик не умел завязывать шнурки на кроссовках, а сегодня научился. Бессмысленно было говорить ему о том, что он один только не умеет это делать, а все вокруг справляются. Нужно сказать, что вчера он был молодец, так как сумел сложить шнурки бантиками, а сегодня умница, потому что сделал это упражнение до конца.
Подросшего ребенка следует также поддерживать, одобрять, он должен быть уверен, что все будет хорошо. Если получена «5», успешно сдан экзамен, поставлен спортивный рекорд, не нужно жалеть похвалы. Одобрение должно выражаться в форме, адекватной результату, иначе в школе ребенок будет неправильно воспринимать оценки по предметам, он станет считать их несправедливыми и мучиться от недооцененности.
Вред формальной похвалы
Иногда родители произносят хвалебные слова автоматически, не интересуясь сутью произошедшего. Ребенок тонко чувствует фальшь, поэтому такая равнодушная похвала его обычно не радует. Особенно это характерно для детей школьного возраста, дошкольник, возможно, и не разберется. Ребенку важно, чтобы его работой (рисунком, стихотворением, поделкой) родители, действительно, интересовались. Мамам и папам следует быть внимательными к успехам сына или дочери. Нужно рассмотреть иллюстрацию, задать несколько вопросов, полюбоваться и похвалить; или послушать исполнение песни, поаплодировать, спросить о смысле мелодии, назвать ребенка талантливым. Всяческими способами нужно избегать формальной похвалы.
Неэффективность преувеличенной похвалы
Ребенок должен понимать, за что его хвалят: так формируются понятия «что такое хорошо и что такое плохо». Если его хвалят чуть ли не каждую минуту, а он не понимает даже, чем вызвано такое внимание, то никакой пользы для ребенка от такого отношения нет. Преувеличенная похвала неэффективна и даже вредна. Захваленный ребенок не сможет добиться успешности, так как постоянно будет ждать родительского одобрения. Он станет нуждаться в высокой оценке всех людей и чувствовать себя центром вселенной. Наверное, родители не хотят воспитать эгоиста и человека, дезадаптированного в обществе. Дети не обязаны сверять каждый шаг с другими людьми. Если они будут так поступать, то никогда не научатся думать самостоятельно. Безусловно, похвала повышает самооценку, но для этого процесса нужна не придуманная, а реальная основа. Ежеминутные уверения детей в том, что они самые лучшие, обесценивают похвалу в принципе. Есть родители, которые редко хвалят, но всегда по делу, и ребенок, воспитывающийся в такой семье, уверен в собственных силах, в любви и поддержке родителей, потому что одобрить поведение сына или дочери можно не только словом, но и полным любви взглядом, и бережным объятием, и крепким рукопожатием. Важна невидимая связь между родителями и детьми, рождающая в семье взаимопонимание и гармонию.
За хорошие, добрые дела и поступки детей обязательно нужно хвалить. Однако, все хорошо в меру. Похвала должна быть искренней и адекватной. Иначе благие намерения родителей могут обернуться для детей вредом.