Что делать, если ребёнок не хочет делать дома уроки?

автор: Ефремова Антонина Александровна

Нередко взрослые рисуют себе идиллию: ребёнок возвращается из школы домой, гуляет, обедает, отдыхает, полдничает и без скандала принимается за уроки, быстро и качественно выполнив их, собирает портфель к завтрашнему дню и потом до отбоя свободен. Однако реальность в корне не радужная: ежевечернее усаживание за уроки превращается в принуждение и семейный скандал, дети ощущают выполнение уроков как каторгу, а родители считают своим долгом показать себя неуклонными и настойчивыми командирами и законными представителями ребёнка, результатом чего является испорченное настроение у всей семьи.

Причины невозможности школьника приступить вовремя выполнять домашнее задание

  1. Элементарная избалованность и вседозволенность. Чтобы освободиться от скучных и неприятных домашних заданий, маленькие тираны начинают часто либо притворяться больными, либо имитировать усталость, либо устраивать истерики, когда заходит разговор об усаживании за уроки.
  2. Страх и боязнь неудач. Если учителя в школе и взрослые дома слишком строги к детям, особенно в начале школьного обучения, бесконечно «тыкают» ребёнка на ошибки при выполнении заданных на дом уроков, то это способствует неуверенности в себе и перерастает в хронический страх учащегося перед тем, чтобы преодолеть себя и приняться за работу.
  3. Банальная лень. В реальной действительности процент истинных лентяев невелик, но, к сожалению, и они существуют. Чаще всего школьникам лень только делать уроки, а всё остальное, даже помощь по дому, доставляет им удовольствие.
  4. Непонимание школьных предметов. Не каждый школьный предмет даётся детям легко. Особенно это заметно у подростков и старшеклассников, когда программа усложняется и количество предметов прибавляется. Непонимание предметов является одной из наиболее часто встречающихся причин отлынивания от домашних уроков.
  5. Ребенок не может найти смелость самостоятельно начать работать, Таким детям даже в старшем школьном возрасте необходима поддержка. Даже если такие школьники способны в принципе самостоятельно справиться с заданиями, то в одиночку они ни в какую не приступят к их выполнению своевременно.
  6. Привлечение к себе внимания старших. Когда ребенку уделяется недостаточное время в семье, то он старается привлечь хоть чуть-чуть внимания по отношению к себе, и одним из способов будет являться показательное увиливание от уроков.
  7. Скука. Особенно это касается взрослых, которые растят одарённых и талантливых детей. Если школьная программа для них слишком лёгкая или, наоборот, сложная, либо с детьми много занимались в дошкольном детстве, то скука для детей может стать веской причиной нежелания или неспособности школьников вовремя делать дома уроки.

Правила мотивации школьников к выполнению уроков дома

  1. В первую очередь, важно заинтересовать детей домашними заданиями, не прибегая к угрозам, крику и рукоприкладству, и, объясняя им, что жизнь не состоит только из праздников и развлечений.
  2. Для школьника, особенно в начальных классах, необходимо такой режим дня, в котором будет выделено время и на уроки, и на игры, и на развлечения, и на отдых. Но взрослым при попытке будущего хитреца увильнуть от выполнения уроков следует оставаться стойкими до победного конца и придерживаться правила – никаких развлечений, игр и посторонних занятий, пока не сделаны все уроки и не собран портфель.
  3. Родителям при проверке домашних работ в первую очередь важно отметить, что у детей получается хорошо. Тогда у школьников будет крепнуть уверенность, и не будет страха садиться за учебники и чрезмерного стыда в глазах при обсуждении их ошибок.
  4. Пробелы в знаниях можно устранить либо самостоятельным объяснением непонятных школьнику предметов, либо дополнительными занятиями в школе, либо наймом репетитора и тьютора, либо кружками, факультативами, секциями и курсами для детей, подростков и старшеклассников по интересам.
  5. Любой ребёнок нуждается во внимании со стороны взрослых дома. Поэтому взрослым важно всегда находить время для общения и душевных разговоров с детьми, не сводя общение разговорами только об учёбе, оценках, домашних заданиях и постоянной критике школьников.
  6. Если ребёнок скучает на уроках в школе и за учебниками дома, то взрослым следует обратить внимание на программу. Если школьникам скучно или сложно учиться наравне со своими сверстниками, то можно договориться с учителями об индивидуальных заданиях для особенного ребёнка, перевестись в специализированный класс или школу, или на семейное обучение и заниматься дома самостоятельно.

Самое главное, взрослые должны понять, что учёба не всем детям даётся одинаково легко по всем предметам. Не каждому ребёнку дано быть вундеркиндом, а иногда даже учиться по школьной программе наравне с его сверстниками. А дети должны осознать, что у образованных людей есть больше шансов найти и занять своё место в жизни, добиться успехов в карьере и личностном росте.

автор: Ефремова Антонина Александровна