О влиянии детских конкурсов на их участников (детей)
Мнение психолога компании «Квайти», О. А. Васильевой
Об изученности вопроса «влияние участия детей в конкурсах на самих детей» в науке
На сегодняшний день специальных исследований по вопросу влияния на детей их участия в конкурсах или нет, или мне о них не известно. Но есть множество высказываний на эту тему, как самих участников (детей), так и их родителей, членов жюри, зрителей, публицистов, психологов, педагогов, взрослых наблюдающих различные детские конкурсы. Вот, некоторые из этих мнений:
- Софья Рузиева. Детские конкурсы – вред или польза? 08.01.2015, 14:25., yvision.kz/post/457669
- Галина Савичева. О вреде и пользе детских конкурсов талантов. 2018., www.proza.ru/2018/01/17/2348
Вариант статьи в журнале «Наша психология»: www.psyh.ru/rubric/3/articles/3267/
- Ирина Жигина. Как без стресса побеждать в музыкальных конкурсах: 9 советов от члена жюри. 21 января 2017 года в 15:00., letidor.ru/obrazovanie/kak-bez-stressa-pobezhdat-v-muzykalnyh-konkursah-9-sovetov-ot-chlena-zhyuri.htm
- Конкурсы школьников – польза или вред? Блог victoraleksanov easyen.ru/blog/konkursy_shkolnikov_polza_ili_vred/2014-02-09-2799
- Наталья Добвыш. Роль конкурсов в воспитании ребенка. 26 февраля 2014 года. (INTERNATIONAL DANCE GAMES – МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПО ХОРЕОГРАФИИ ПРОХОДЯЩИЙ ПОД БРЭНДОМ FIESTALONIA), www.horeograf.com/new/rol-konkursov-v-vospitanii-rebenka.html
Замечу, что если такое исследование и будет организовано, результатов придется ждать одно или несколько десятилетий, так как по природе изучаемого вопроса такое исследование будет лонгитюдным (долгим, протяженным во времени). Это связано с тем, что сам эффект влияния можно будет проследить только когда дети вырастут и сложатся как Личности и профессионалы. Только так мы получим достоверные данные об истинном влиянии на жизнь и развитие той или иной группы детей от их участия в одном или нескольких тоже вполне конкретных (определенных по тематике, форме проведения и форме оценки) конкурсах. Также мы должны будем в параметрах учитывать состояние социума, уровень развития страны, политический строй, экономическую ситуацию на момент исследования и т.д. (факторов, влияющих на результат может быть не мало).
Проблематика. Моделирование возможных последствий, с учетом имеющихся знаний по детской психологии и в смежных науках. Прогнозирование
Психология, детская психология. Первое на что обращу ваше внимание, это то, что «самооценивание» и «оценивание вас со стороны» влияет на дальнейшее ваше поведение. После того как человек (любой ребенок или взрослый) получает оценку, он задумывается о себе, производит самооценку и корректирует свое состояние, мысли, речь, поведение, настроение и т.д., соглашается или не соглашается с «оценкой» (сторонним мнением), принимает или не принимает её для себя. Но в любом случае, и в случае принятия чужой оценки, и в случае её отвержения, человек проверяет и соотносит «стороннее мнение» со своим. Сильная личность (развитый человек взрослый) имеет некий иммунитет к предвзятому необоснованному малоосведомленному чужому суждению. Ребенок чист и доверчив, он доверяет взрослому или ровеснику, как доброму, честному и объективному другу. Но всегда ли человек бывает добр, честен и объективен к другому человеку? Всегда ли человек бывает компетентен? А ребенок вам поверил. И принял ваше мнение как истину или как руководство к действию, или как правильную оценку его способностей. Например, как руководство к построению своего будущего, или выбора профессии, рода деятельности. Взрослому здесь, важно быть умным, добрым и чутким. Не высказывать своего мнения категорично, а лишь как вариант собственного восприятия, например так: «На мой взгляд, …», «Я думаю, что это …», «Опираясь на свой опыт могу сказать, что представленная работа соответствует…» Даже такая правильно построенная речь избавляет ребенка от многих душевных травм и оставляет поле для его «мнения», «высказывания», «опыта», «чувства» или «размышления». Возвращаясь к вопросу «влияния участия в конкурсах», вспомним, так ли оглашают свое мнение члены жюри? А всегда ли жюри объективно и право? Может быть разумнее было бы поощрить всех участников конкурса, но у каждого найти свою заслугу. Например, слабейшим в мастерстве выдать награду «за смелость и старание» и т.д.
Психофизиология, педагогика. Далее, хочу обратить ваше внимание на то, что конкурсы и соревнования не всем «по душе». Подумайте, кто на самом деле хочет участвовать в конкурсе: ребенок или его родитель, наставник? Вспомните, пожалуйста, что есть разные типы нервной системы, быстро возбудимые и слабо возбудимые; есть интроверты и экстраверты (люди по разному стремятся к публичности). Так же следует учитывать, что мнение родителей о таланте ребенка может не совпадать с интересами самого ребенка. Например, ребенок склонен к размышлениям (назовем условно, «философ», «писатель»), любит решать задачи («математик»), строить или проектировать, изобретать («инженер», «физик»), а родители мечтают о славе великого пианиста для своего малыша. Но разве «талантливыми» могут быть только люди искусства и спорта? Разве не бывает талантливых физиков, химиков, инженеров, биологов, математиков, медиков, портных, строителей, поваров, космонавтов и т. д. Будет ли счастлив и благодарен вам ваш малыш когда вырастет? На что вы обращали внимание, когда «решали» его будущее: на его интересы и склонности или на свои раздумья, «экономические проекты»? Тут же обращу ваше внимание на то, что нервная система бывает различной не только по скорости возбудимости, но и по силе реакции, например, ребенок может быть гениальным музыкантом или танцором, и при этом очень чувствительным и ранимым, и чужая строгая оценка может убить в нем его стремление к реализации дарованного ему таланта.
Социология, экономика. Думаю здесь, для определения «проблематики вопроса», достаточно будет нескольких кратких вопросов. Как вы думаете сколько в социуме нужно талантливых музыкантов, танцоров, спортсменов, актеров? Какова их производительная полезность для общества? Да, такие профессии обязательно нужны в обществе. Но что если мы все пойдем плясать, а дома строить перестанем? (И. А. Крылов «Муравей и стрекоза») А сколько нужно талантливых медиков, учителей, строителей, инженеров, агрономов и т.д.? Какова их производительная полезность для общества? Разве творчеством можно заниматься только профессионально? Разве нельзя быть всесторонне развитым человеком: заниматься и любимым делом, и творчеством, и физической культурой?
Право, семья, педагогика, психология, философия (футурология). Да, ребенок, еще маленький, еще на этапе становления. Но кто он? Ребенок – это человек. Ребенок имеет право быть счастливым, имеет право учиться и развиваться, это право человека. Ребенок имеет право сам захотеть или не захотеть участвовать в различно рода конкурсах и соревнованиях. Да, и у родителя тоже есть неотъемлемое право поделиться опытом, рассказать ребенку, что такое тот или иной конкурс или соревнование, зачем их проводят. Спросить, хочет ли участвовать в них ваш ребенок, интересно ли ему это? Для чего ему могут пригодиться награды за участие в том или ином состязании. Узнать, хочет ли ребенок пройти такую тренировку (любой конкурс, это серьезное испытание для вашего малыша). Тут же надо рассказать ребенку как правильно и достойно вести себя в случае простого участия или получения главного приза за участие в состязании. Рассказать, что любой приз или его отсутствие никак не влияет на отношение к ребенку его родителей, сверстников, членов общества. Рассказать, что состязание, это просто игра, оценка участников – это временная субъективная оценка, которая может быть и правильной, и неправильной. Но лучше и правильнее с точки зрения эволюции и развития общества, состязательность из жизни общества исключать. Состязательность, это отголосок эволюционного атавизма, некая «животность» общества. Лучшую работу выберет практика и испытания, все члены общества, которые оценят качество, полезность, приятность, приемлемость, целесообразность, экономичность, надежность и другие важные параметры.
23 мая 2019 года.